Как зарабатывать в метавселенной? Отвечают эксперты У всех в последнее время на слуху сравнительно новое слово «метавселенные». Особенно интерес к явлению усилился после презентации Марка Цукерберга. Уже сегодня первопроходцы начали зарабатывать на метавселенных, а компании работают над переходом в новые виртуальные миры.
Итак, что такое метавселенная и как монетизировать интерес людей к новому тренду?
Итак, что такое метавселенная и как монетизировать интерес людей к новому тренду?
Что такое метавселенная и как она изменит интернет?
Андрей Ивашенцев: На самом деле нет единого ответа на этот вопрос. Впервые термин употребил Нил Стивенсон в своем романе «Snow Crash» (Лавина), где он описывал концепцию виртуального мира, в котором люди проводят большую часть жизни. Сейчас термин активно входит в нашу жизнь благодаря Facebook, ставшему на днях Meta.
Основная идея Марка Цукерберга состоит в том, что компания трансформируется вокруг цели — создания иммерсивной социальной сети нового поколения, которая заменит привычный нам интернет. Практически все, что мы делаем сегодня в сети, глядя на экран мобильного или десктопного устройства, мы будем делать в виртуальной трехмерной среде, которую уже сегодня создают в компании.
Антон Занимонец: Метавселенная — это собирательное слово, которое используют, чтобы описать новую версию интернета, так называемого Веб 3.0. Метавселенная — аналог физического мира со всеми его возможностями, но в виртуальной реальности.
В чем разница? В Веб 1.0 можно получать только ценность, в Веб 2.0 — получать и делиться, в Веб 3.0 — получать, делиться и владеть ценностью.
Владение информацией, которое стало возможно благодаря блокчейну, стали называть NFT.
Отсюда можно дать определение, что:
Крипта — деньги метаверса;
NFT — имущество;
DAO (децентрализованные автономные организации) — аналог ООО;
Токены — акции, распределенные между пользователями за их участие в компании.
Условно рынок метавселенных можно разделить на виртуальные миры (Decentraland, Sanbox и др.), игры и игровые компании (Roblox, Axie Infinity) и NFT (коллекционные предметы, цифровое искусство и т.д.).
Как скоро на практике заработают метавселенные?
Андрей Ивашенцев: Отчасти, они уже работают. Уже сегодня, для огромного количества людей, цифровые достижения и социальные сети стали важнее бытовой и повседневной жизни, а то, как человек выглядит на фотографии в Instagram, важнее, чем то, как он выглядит в реальной жизни. Развитие технологий сделает виртуальный мир еще привлекательнее для времяпрепровождения.
Если говорить исключительно о технологической составляющей, то я ожидаю, что уже в следующем году мы увидим как по миру шагает «Horizon Worlds» от Meta (Facebook), внутри которой уже можно будет попробовать почти все, что ждет сегодня мир от метавселенных. Это, конечно, еще не будет «Оазис» из фильма «Первому Игроку Приготовиться», но первый шаг в ту сторону.
Антон Занимонец: Они уже работают, просто мы этого не осознаем. Мы смотрим на 3D-аватары, думая, что это будущее где-то далеко. Однако у каждого из нас уже есть свой аватар в Facebook, Telegram и мы настолько к ним привыкли, что ассоциируем пиксельную картинку со своей личностью, хотя это совсем не так. Ваш аватар ведет инфокурсы и живет своей жизнью в сети, помогая вам зарабатывать.
Переход в более продвинутые версии будет происходить циклично — технологический прорыв, волна общественного внимания (хайп), адаптация технологии на аудиторию, отсеивание мусора (коррекция) и выход на новый цикл.
Люди открывают Америку, занимая пустое пространство в виртуальной реальности. Население Земли растет, ресурс ограничен, экология стремительно ухудшается — не повод ли все это переехать в метавселенную, где можно зарабатывать, общаться, отдыхать и оставить нашу планету уже, наконец, в покое?
Какое количество пользователей могут охватить метавселенные в ближайшие несколько лет?
Андрей Ивашенцев: Прикоснуться к метавселенным можно будет практически с любого устройства, иначе явление не станет массовым — все примерно так же как с интернетом. Стоит просто представить, что концепция интернета меняется из двухмерной в трехмерную. Поэтому, речь идет о миллиардах людей, владеющих современными гаджетами, но погрузиться в иммерсивные экспириенсы метавселенных смогут лишь обладатели VR-шлемов и AR-очков.
Сегодня проникновение VR-шлемов уже измеряется десятками миллионов устройств и эти цифры, наконец, растут с каждым днем. Вместе с ними растет и количество интересного контента, который разработчики создают для этого нового рынка.
Антон Занимонец: Я считаю, что главный кейс, через которую метавселенная будет расширятся — это игры. В этом есть некоторая философская проблема — какая у игр практическая польза? В чем их ценность? Просто удовольствие? Однозначно ответить сложно. Все люди играют в игры, используя абстрактно-условные понятия: деньги, законы, компании. Все это существует только у нас в голове.
Но человек запрограммирован так, что игра является для него чем-то нативным, естественным и в данный момент на планете насчитывается около 3,2 миллиардов (!!!) геймеров. Это люди, которые уже живут в метавселенной и если им дать возможность зарабатывать там, то мы полностью погрузимся в виртуальный мир.
Заработок на искусстве: мертвая акула за $12 000 000 или обычный банан за $120 000
Axie Infinity — это невероятный кейс использования модели Play-2-Earn — оборот этой молодой компании превысил миллиард в месяц. На Филиппинах даже появилось понятие «работник метавселенной», под которым понимается профессиональный игрок Axie. Это люди, которые отказываются гробить свое здоровье на китайских заводах и шахтах и играют в игры, зарабатывая $200-400 в месяц, что сопоставимо с зарплатой в физической компании.
Как можно зарабатывать в метавселенной?
Андрей Ивашенцев: Это наверное самый интересный вопрос завтрашнего дня. Метавселенная — концепция информационной вселенной, которая не принадлежит кому-то одному. Поэтому каждый желающий участвовать в ее создании может начинать пробовать уже сегодня. Ведь завтра миру потребуются специалисты, которые смогут создавать виртуальные миры, многопользовательские иммерсивные игры и многие другие интересные пользовательские опыты.
Когда-то люди с подозрением смотрели на программистов, web-дизайнеров и SMM-специалистов. Сегодня — это совершенно рутинные рабочие специальности, которые вообще никого не удивляют.
Что касается бизнеса, он будет возможен в рамках какой-то сформированной экономики. В современном интернете это скорее вариант каких-то сервисов и интернет-магазинов, которые работают каждый в своей юрисдикции. Будет ли у Meta сформирована своя юрисдикция со своей экономикой, валютой (например та же Libra) и как этот бизнес будет защищен — большой вопрос.
Разумеется, все это будет — и магазины в виртуальной реальности, и виртуальные кинотеатры с билетами в кино, и почти все, что вы можете сегодня себе представить. Если что-то имеет ценность в метавселенной (да и в реальности), на этом можно делать бизнес. Вопрос только в том — по каким правилам.
Антон Занимонец: Основное отличие метавселенной от простого развлечения состоит в том, что все завязано на деньгах. Как уже упоминал выше, метавселенная — это копия физического мира, поэтому все возможности заработка в нем, связанные с интеллектуальным производством, возможны и в виртуальном:
Торговля виртуальной недвижимостью;
Трейдинг и алготрейдинг, стейкинг, майнинг;
Программирование и разработка;
Цифровое искусство, медиа и маркетплейсы;
Видео и кино;
Музыка и музыкальные магазины;
Коллекционные серии NFT, за которыми стоит сообщество, лоббирующее свои интересы;
Разработка игр и заработок в играх;
Купля, продажа и аренда виртуальной земли и торговых площадей, реклама;
Медиа, цифровые инфлюенсеры и аватары;
Маркетплейсы всех мастей;
Образование.
Все это объединяет одно — сделки между продавцом и покупателем совершаются напрямую, между ними не стоит посредник со своими интересами. Вместо несовершенных законов охраной прав занимается неумолимая технология.
Какой потенциал у инфобизнеса в метавселенной?
Андрей Ивашенцев: Примерно такой же как в реальном мире — просто точек интереса, к которым можно будет прикладывать экспертизу, станет больше. Кто-то обязательно начнет рассказывать о том, как выстраивать правильный баланс между реальной и виртуальной жизнью, появятся первые «10 правил эффективного взаимодействия с метавселенной» или что-то подобное. Я, наверное, могу тут только поиронизировать.
Антон Занимонец: Ответ тут очень простой — еще ни один университет или образовательная площадка в мире не дает практические знания о том, где и как конкретно можно зарабатывать. Почти никто не пишет, как создать и продать NFT, как работать с сообществом, как инвестировать и торговать, как стать виртуальным лендлордом. А возможностей для всех — масса.
Мета-рабочие в основном заняты молчаливым зарабатыванием денег, руководствуясь правилом «куй пока горячо» и не спешат привлекать новых участников (если это, конечно, не очередная финансовая пирамида). Хотя спрос на это образование огромный — просто посмотрите поисковую выдачу по запросу NFT или Play-2-Earn gaming.
Визуализация суточных транзакций NFT-платформы OpenSea между кошельками пользователей
Возникает вопрос в связи с инфобизнесом. Какие специальности и навыки будут востребованы в связи с появлением и развитием метавселенных?
Андрей Ивашенцев: Нам еще только предстоит это выяснить. В условиях завтрашнего дня — примерно все те же самые, что и сегодня. Через несколько лет будут понятны вектора, по которым движется развитие индустрии, а следовательно можно будет предугадывать спрос как на специалистов, так и на необходимые им навыки.
Мы недавно дискутировали об этом с Алёной Владимирской и решили обсудить это детальнее на нашей конференции Neuro MIXR 2021, которая пройдет 30 ноября.
Антон Занимонец: Если не брать в расчет технические специальности (программирование блокчейнов), которым нужно долго и сложно обучать, то первыми на ум приходят трейдинг (без разводов на деньги), маркетинг (тому, кто придумал — рубль, кто сделал — десять, кто продал - сто), коммьюнити-менеджмент и управление DAO (самая горячая специальность), любые профессии из гейминга (самые перспективные), художники, дизайнеры, прочие визуализаторы в AR/VR/XR и любом 3D (текста все меньше — все решает картинка).
Зайдите на любой портал крипто-вакансий или на сайты ведущих компаний метаверса, и посмотрите, кого ищут — сразу все поймете.
Какие возможности появятся для инвестиций?
Андрей Ивашенцев: Ну начать можно с того, что в момент анонса ребрендинга Facebook в Meta, акции компании выросли на 15%. Сегодня каждая компания, которая заявит о своей причастности к созданию метавселенной, попытается прокатиться на волне хайпа и поднять под это инвестиции.
В целом, это хороший способ заработать, опираясь на входящие инфоповоды. Стоит только помнить, что с большой долей вероятности, эти инфоповоды будут еще больше раздувать мета-пузырь на и без того перегретом фондовом рынке, а значит такие инвестиции нужно совершать максимально взвешенно.
К примеру, в момент анонса, непрофессиональные инвесторы побежали покупать акции Meta и, не разобравшись, подняли на 26% стоимость канадской Meta Materials. Вроде и смешно, но так сегодня работает рынок.
Что касается инвестиций в самой метавселенной, то там пока не во что вкладывать. Есть куча проектов, которые хотят продавать виртуальную землю или виртуальную валюту — аналоги того, что имеет ценность в реальном мире. Максимально близко к этому приблизилась NFT, которые имеют какую-то рыночную ценность и в которые можно инвестировать.
Интервью с Алексеем Хитровым: «Традиционные конференции надоели, поэтому я запускаю WAS'21»
Гарантий, что они будут иметь какую-то ценность и завтра, конечно, никаких нет. Любая картинка, права на которую формально есть у владельца, может быть скопирована, а никаких юридических последствий в связи с этим не предусмотрено ни в одном законодательстве. Но инвестировать-то это не мешает.
Как можно «встроиться» в эту нишу, чтобы начать строить и монетизировать метавселенные раньше всех?
Андрей Ивашенцев: Все примерно так же, как и с успешными стартапами. Нужно решить «проблему завтрашнего дня» для формирующейся метавселенной, сделав жизнь людей легче и приятнее. Например, сделать компанию по поставке комплектов внутривенного питания, чтоб пользователям не нужно было покидать виртуальный мир ради приема пищи. Интеллектуальная капельница будет подавать раствор питательной смеси, обеспечивая возможность находиться «внутри» 24/7.Чтоб добавить веселья можно в капельницу при необходимости доливать немного алкоголя — пользователь будет получать реальное опьянение в тот момент, когда выпивает с друзьями в виртуальности. И ведь это все на поверхности, я даже не сильно старался.
Если посмотреть в обратную сторону от этой немного мрачной перспективы, то уже сегодня существуют возможности для физической активности в метавселенной.
Огромное количество фитнес-приложений для виртуальной реальности делает занятия спортом не только полезными, но еще и интересными. Причем это, наверное, самая понятная и приятная история в VR.
Ритм-игра Beat Saber собрала более $100 миллионов и была куплена Facebook пару лет назад, как только стало понятно, что она критически важна для продаж VR-шлемов Oculus Quest. Теперь это практически первый тайтл, который пользователи приобретают сразу после активации шлема, а десятки и сотни разработчиков пытаются повторить их успех.
Антон Занимонец: Я всегда советую все попробовать своими руками, даже если проект провалится. Когда я решил пощупать NFT, я поднял открытую нейросетку, создал цифрового аватара, которого назвал Жанна Дарк и продал его на аукционе Rarible за 2 эфира — чем не стартовый капитал, на котором можно проверить любую бизнес-идею?
Аватар, созданный с помощью ИИ — никто не верит, что она не настоящая
Надо сказать огромное спасибо Rarible, что заметили мою работу и зафичерили ее на главной странице. Выбирайте нишу, залетайте в сообщества вокруг нее, спрашивайте, знакомьтесь, пробуйте — и уже через пару месяцев вы будете на голову выше тех, кто читает масс-медиа и хайп-новости.
Какие продукты будут иметь успех в метавселенной?
Андрей Ивашенцев: Логично, что цифровые. Уже сегодня рынок цифровых вещей развивается активнейшим образом, с наиболее яркими примерами в виде аукционной торговли внутриигровыми предметами и продажей объектов цифрового искусства в виде NFT.
Фантасты, которые писали о метавселенных и виртуальных мирах, чаще всего делали акцент на проработке виртуальных аватаров. Вполне возможно, что этот рынок и правда сформируется, а мы будем замечать у людей «аватары от модных дизайнерских домов». С виртуальными платьями нет проблем уже сегодня.
Антон Занимонец: Все то, что имело успех в физическом мире, может иметь успех и в виртуальном.
Есть мнение, что будут востребованы услуги по переводу компаний в метавселенную. Насколько это реально?
Андрей Ивашенцев: Это примерно как услуги по цифровизации для «аналоговых» корпораций, которые активно пытаются разобраться что такое Digital, дабы не вымереть как мамонты. Вероятнее всего, появится множество специалистов, которые еще вчера повсеместно внедряли Digital, а теперь будут приземлять Meta.
Уже сегодня крупные российские корпоративные клиенты начали потихоньку искать таких людей на должность «директор по развитию метавселенной». Разумеется, никто из них не понимает, что примерно будет делать этот человек и зачем он нужен. Но пропустить наступление будущего — очень страшно.
Антон Занимонец: Это не будущее, это настоящее. В пример могу привести свою компанию, которая занимается тем, что помогает брендам интегрироваться в метавселенную и построить дополнительную ценность для своих клиентов. Это и разработка NFT-игры на основе физических украшений для американской ювелирной компании, постройка виртуального футбольного стадиона для спортивного клуба, дополнительное онлайн-образование для Университета по профессиям в VR, NFT сериал для крупного стриминга и многое другое. Я не успеваю отвечать на сообщения — запросов очень много.
Некоторые бренды еще опасаются этой темы в связи с нерегулируемым законодательством и вопросами экологии майнинга. Кто-то играется, выпуская шуточные дропы, а кто-то всерьез выделяет бюджет на стратегию и ее реализацию на 5 лет вперед. Понятное дело, что чем позже начать процесс интеграции, тем дороже и дольше будут все дальнейшие действия.
Какие у тебя планы, связанные с метавселенными?
Андрей Ивашенцев: Для меня это всего лишь новая ветка эволюции индустрии, которой я отдал последние 8 лет. AR, VR — это лишь иммерсивные технологии, которые позволяют обеспечить более интересную и качественную подачу контента. Теперь же у них будет понятная сфера применения, ведь эти технологии становятся критически важны для создания качественного пользовательского опыта в метавселенной. Уже много лет я занимаюсь развитием этого рынка и выстраиваю сообщество, экспертиза которого буквально вчера увеличила свою ценность для массовой аудитории.
А это значит, что мы будем продолжать развивать медиа-портал MIXR, проводить крутые конференции MIXR Conference и объединять профессионалов и энтузиастов XR (а теперь уже и мета) индустрии.
Антон Занимонец: Мы строим собственное медиа Themm.media, которое ставит перед собой задачу научить людей зарабатывать в метавселенной. Также я продолжу работать с брендами как предприниматель и как цифровой художник — делать яркие технологические работы, находить новые возможности для продаж, работать с лояльностью аудитории и помогать искать новые бизнес-модели в Веб 3.0.
Комментариев нет:
Отправить комментарий