Продать бизнес за 14 дней, при минимальных усилиях и не нажить проблем





Продать бизнес за 14 дней, при минимальных усилиях и не нажить проблем — оказывается можно. Перед продажей бизнеса начинаем с финансовой отчетности. Основной отчёт — о доходах и расходах, сокращенно называют БДР — бюджет доходов и расходов, или PL — по-русски, отчет о прибылях и убытках. Из отчёта владелец бизнеса и покупатель понимают:
 


1. Какая рентабельность проекта


2. Прибыль/выручка по месяцам


3. Прибыль/выручка общим итогом за год


Отчет предоставляется за период больше года, чтобы покупатель мог оценить сезонность бизнеса и динамику прибыли.


Следующий отчёт ДДС или CashFlow - движение денежных средств, показывает: когда, куда в каком объёме уходят/приходят деньги


Чаще всего отчет потенциальному покупателю отдаётся в экселе, гугл-таблице или выгружается с сервисов аналитики Fintablo, PlanFact


Плохие показатели бизнеса не стоит скрывать или приукрашивать, лучше зафиксировать, определить, как на них можно повлиять и оптимизировать перед продажей (Сократить расходы, оптимизировать налоги, увеличить цены и т.д) - эти узкие места в бизнесе можно найти на основе отчётов

Зарабатываем вместе на международных проектах WhatsApp +79169906144

Быстрый поиск покупателя 找买家 Find a Buyer на ваши товары за рубежом. Реклама и продвижение 广告和促销 Advertising and promotion бизнеса, товаров и услуг. Продажа на экспорт 出口銷售 Export sales услуги торговых брокеров, экспертная поддержка.

Полезность 效用 Utility

Полезность состоит в том, что вы можете ознакомиться с данным материалом и проконсультироваться по данному, либо другому вопросу, связанному с развитием вашего бизнеса с международными экспертами. Для управленцев и предпринимателей самое главное: продажа-покупка товаров-услуг, установление полезных деловых контактов для роста своего бизнеса. Обращайтесь.



И только после этого отправлять потенциальным покупателям

Составить список активов и описать процессы


Продажа готового бизнеса — это передача покупателю всех активов, которые принадлежат бизнесу. Например, для салона красоты активами будут:
помещение;
аккаунты в социальных сетях;
сайт и домен;
база клиентов;
оборудование — стеллажи, лампы, мебель;
остатки расходных материалов;
контакты поставщиков и условия сотрудничества. Если нынешний владелец покупает готовый бизнес, то неплохо было бы сохранить условия, например по аренде;
сотрудники и контакты фрилансеров;
рекламные макеты;
стратегия продвижения;
название компании;
инструкции, регламенты.


Бизнес - это прежде всего процессы, поэтому нужно оцифровать каждое действие, описать всю последовательность в регламентах, методичках. Чтобы в случае чего, новый собственник мог на них опираться. Например, алгоритм найма новых сотрудников, алгоритм закупки материалов и т.п


ВАЖНО


С базой клиентов появляется юридический вопрос - обработка персональных данных. Чаще всего согласие на обработку персональных данных клиенты дают через оферту, которая находится в подвале сайта. В оферте и политике обработки нужно заменить персональные данные новой компании, чтобы клиенты давали согласие новому владельцу. Это с новыми клиентами, со старыми немного по другому:
если продается ООО, проблем нет;
если продаются активы физ.лица/Ип то базу клиентов юридически продать нельзя, но на практике всё немного по другому. Т.к это неотъемлемая часть бизнеса - базу передают в таком виде, в котором она есть и не подписывают персональное соглашение с каждым клиентом.
Разобраться с товарными остатками


Если бизнес построен на продаже товара, то оценивается стоимость товарных остатков. Не стоит их сливать по скидке, чтобы увеличить текущую выручку, это введет в заблуждение потенциального покупателя + всё отобразится в отчётах.
 

Далее покупатель проверяет ликвидность товарных остатков, как хорошо они продаются, есть ли на них спрос или они который уже год лежат на складе и ждут привет, от самой судьбы.


Товарные остатки оцениваются по себестоимости. Если их слишком много или товар неликвидный - покупатель вправе от него отказаться, тем самым снизить стоимость бизнеса. Таким образом часть товара может остаться за вами. Если вы согласны на такие условия, почему бы нет?
Определить цену бизнеса


Микро и малый и бизнес на рынке обычно продается за 12 чистых прибылей — для покупателя это значит, что сделка окупится через год. Например, если салон красоты каждый месяц приносит 1 000 000 рублей чистой прибыли, цена в 12 000 000 Р - вполне будет адекватной


Но это всего лишь ориентир, цена может меняться, как в меньшую, так и в большую сторону. Здесь решает процесс переговоров.



Есть факторы, которые повышают цену бизнеса:
прозрачность процессов, работа в белую;
управляемость. Покупателю нужно знать, за счёт чего можно расти, есть ли на текущий момент какая-то стратегия развития. На управляемость влияет оцифровка всего проекта. Не только отчёты ДДС, PL, но и: оцифрованная воронка продаж (цена клика, заявки, клиента, конверсия в заявку/клиента)


автономная команда — сотрудники не зависят от владельца бизнеса и могут работать без него;
описанные бизнес-процессы;
четкая, грамотная отчетность: отчеты понятны и совпадают с реальностью;
отсутствие проблем с репутацией;
отсутствие долгосрочных рисков
Найти покупателя


Как найти покупателя? Не изобретаем велосипед, используем привычные комьюнити, в которых сидят такие же люди, как и мы с вами.


- Avito


- BeBoss


- Bussines-platforma


- Яндекс.Директ


- Реклама ВК, Instik, Telegram


- Vc.ru


Если у вас средний или крупный бизнес и вам действительно есть о чём переживать в плане безопасности, перед демонстрацией проекта подписываем НДА — договора о неразглашении;

Подписать договор и провести расчеты


Сделка чаще всего проходит в 2 этапа. Покупатель вносит первую часть оплаты, далее собственник проводит покупателя по всем показателям своего бизнеса, предоставляет более подробные отчёты. Нужно для того, чтобы покупатель увидел всю актуальную информацию по количеству клиентов, маркетинговым расходам, выручке, прибыли, рентабельности и т.п


После проверки покупатель и продавец подписывают договор купли-продажи бизнеса и переходят к расчетам и передаче активов:
для ООО — продажа 100% доли и активов, которые не входят в ООО;
для ИП и физлиц — договоры о передаче активов.


Не забываем подписать дополнительные договоры о передаче прав на фото, домены, товарные знаки
Пару лайфхаков из опыта


Арендодатель. Лучше не рассказывать заранее о продаже бизнеса, а уведомить по факту продажи, чтобы арендодатель не повысил плату или нашёл нового арендатора. Далее говорим:


«Это мой заместитель, хочу передать ему дела».


Перезаключать договор аренды тоже лучше с конкретным человеком. А не "Я решил продать бизнес, пошёл на Авито, договор аренды потом перезаключим"


Сотрудники. Есть риск. что сотрудники могут начать увольняться, а если раньше времени? Оно вам надо? Поэтому на этапе поиска лучше говорить о привлечении инвестора/партнера и о сделке информировать аккуратно.
Например, пообещать сотрудникам, что в первые 3-4 месяца ничего кардинально не изменится.


Если бизнес — ООО, сотрудники остаются работать в нем, а если ИП, нужно будет уволить сотрудников и принять на работу к новому владельцу.


Поставщики. Поставщики тоже могут изменить условия работы для нового владельца, поэтому имеет смысл представить его как своего заместителя или нового директора. Часто при продаже покупатель требует сохранить условия поставок. Тогда у продавца появляется обязанность договориться с поставщиками о сохранении скидок и бонусов для нового владельца.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Verification: 5bc8492d5155b8f7