Как правильно использовать SWOT-анализ и не ошибаться

    



Как правильно использовать SWOT-анализ и не ошибаться. Стоит выпускать продукт на рынок сейчас или сделать это позже? В чем слабости принятой маркетинг-стратегии? Размещать в магазинах синие макинтоши или желтые? 
Определить стратегию работы по продукту, а также сопутствующие риски поможет SWOT анализ.
SWOT-анализ — метод стратегического планирования, для оценки внутренних и внешних факторов, которые влияют на развитие компании. SWOT-анализ нужен, чтобы оценить сильные и слабые стороны компании и определить перспективы развития и угрозы извне.

Что такое SWOT

  • S – Strengths (сильные стороны),
  • W — Weaknesses (слабые стороны),
  • O — Opportunities (возможности),
  • T — Threats (угрозы).

Эти метрики и есть инструменты анализа.

Strengths (сильные стороны)

Внутренняя характеристика компании. Факторы, которые обеспечивают устойчивое положение и конкурентные преимущества на рынке. Переменные, за счет которых увеличивается товарооборот, то, что будете улучшать, укреплять, усиливать.

Например: быстрая доставка, красивая упаковка продукции, вежливые сотрудники.

Weaknesses (слабые стороны)

Внутренняя характеристика компании. Слабые места компании. То, на что стоит обратить внимание и устранить или модифицировать. Моменты, которые могут привести к снижению объема продаж и потере конкурентоспособности.

Например: плохая служба контроля качества, неверное территориальное распределение точек реализации товара, отсутствие клиентоориентированности.

Opportunities (возможности)

Внешний фактор. Возможности – это события на рынке, в государстве, на которые компания не имеет прямого влияния, но они они могут как-то положительно сказаться на ее развитии. 

Например: снижение таможенного сбора, развитие технологий (при условии, что компания открыта для технологического рывка), самоизоляция.

Threats (угрозы)

Внешний фактор. Неблагоприятное развитие событий во вне, на которые компания повлиять не может, которые могут привести к проблемам для бизнеса.

Например: повышение налогов, изменение в законе о логистике, карантин.

SWOT-анализ учитывает положительные и отрицательные факторы как внутри компании (то, на что повлиять можно), так и во внешнем мире (то, на что в компании повлиять нельзя). Это универсальный метод: с его помощью можно проанализировать государственную экономическую политику или вероятность успеха школьной команды по волейболу — главное – правильно задать вопрос.

Задачи и цели SWOT-анализа

  • выявить сильные и слабые стороны компании, сравнить с конкурентами

Важно: сильные и слабые стороны определяются не исходя из мнения руководства или топ-менеджмента компании, а от обратной связи со стороны потребителя. Именно потребитель в итоге определяет, будет ваша компания успешна или нет. Соберите информацию о реакциях покупателей, почитайте отзывы, учтите положительные и отрицательные моменты.

  • выявить перспективы и угрозы со стороны внешней среды

Анализируйте информацию о текущем и готовящемся законодательстве, соберите аналитику рынка, следите за новыми технологиями. 

  • связать внутренние и внешние факторы (сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами)

Внешние и внутренние факторы работают сообща, одно без другого не работает. При анализе вопроса со всех сторон вы получите максимально объективную картину происходящего и будете опираться на нее при дальнейшей работе.

  • понять основные направления развития компании

Эта часть относится, скорее, к работе с результатами анализа: верная интерпретация информации поможет компании принимать правильные для бизнеса решения.

Цели SWOT-анализа:

  • выявить настоящие и прогнозируемые сильные и слабые стороны компании
  • определить влияние внешней среды на деятельность компании
  • выяснить, как компания может использовать сильные стороны для взаимодействия с внешней средой, противостояния угрозам
  • понять, насколько слабые стороны тормозят процесс развития компании и ее статус на рынке
  • какие шаги следует предпринять компании с учетом нынешней и прогнозируемой ситуации, сочетания внешних и внутренних факторов компании

Для лучшего понимания информации и структурирования данных используют матрицу SWOT-анализа: она помогает разграничить внутренние и внешние факторы и не запутаться при проведении анализа.

Преимущества SWOT-анализа

  • универсальность

Можно исследовать целую страну, конкретный регион, предприятие или его часть.

  • простота

Вам не понадобится работать со сложными вычислениями, задействовать дорогостоящие маркетинговые процедуры. SWOT-анализ сможет провести каждый, кто обладает информацией о свойствах продукта и ситуации на рынке.

  • работа с сопоставлением данных

SWOT-анализ помогает выявить и структурировать факты о компании или продукте, сопоставить данные, выявить незаметные связи. Как следствие, в дальнейшем гораздо легче будет разрабатывать стратегию продвижения продукта.

  • возможность использования как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе

Используйте результаты анализа для оперативных действий, а также для разработки долгосрочной стратегии. 

Недостатки SWOT-анализа

  • результаты здесь и сейчас

SWOT-анализ отражает текущую ситуацию на рынке и внутри компании и не учитывает предполагаемые изменения. Иными словами, с появлением новых факторов или при переменах анализ нужно будет проводить заново.

  • нет конкретики

SWOT-анализ показывает лишь общую картину и направление деятельности. С его помощью не получить точные цифры, зато можно понять и продумать общую стратегию бизнеса. Конкретные шаги для достижения поставленных целей придется разрабатывать отдельно.

  • компетенция аналитика

Многое зависит от того, кто проводит анализ: данные будут точны, а анализ полезен, если его проводит человек, который знает реальное положение дел. Чем более образное представление или неточные данные имеет аналитик, тем менее эффективен SWOT-анализ.

  • ошибки в данных

Чем масштабнее предприятие, тем большее количество факторов нужно учитывать при анализе. При работе с большим количеством информации, скорее всего, возникнут ошибки (неверно внесенные данные), которые будут приняты аналитиком как верное знание. В результате результаты SWOT-анализа смещаются, ситуация чревата принятием неверного курса действий.

Что важно помнить каждому аналитику при проведении SWOT-анализа

Существует несколько простых правил, которые помогают заранее настроить работу в рамках метода:

  • сузить круг исследуемых данных

Проводить SWOT-анализ глобально, например, исследуя работу холдинга, можно, но неэффективно. Гораздо более точное понимание дальнейших действий можно получить, выделив какую-то одну сферу (например, продажи или реклама, или общение с клиентами).

  • помнить о внутренних и внешних факторах

Бывает, что аналитик путается в понятиях и начинает воспринимать сильные или слабые стороны как внешний фактор, а возможности и угрозы ищет внутри объекта исследования. Нужно всегда проверять себя, пользоваться матрицей SWOT-анализа, чтобы правильно структурировать данные.

  • отбросьте субъективный подход

При определении сильных и слабых сторон продукта помните: сильные и слабые стороны — не те, что определили вы, но те, что определил потребитель. 

  • формулируйте точно

Чем более точно и однозначно сформулированы факторы, тем более конкретные варианты удастся получить в итоге. И наоборот: пространные формулировки приведут к размытым результатам.

  • смотрите шире и не в одиночку

В проведении SWOT-анализа лучший результат будет достигнут при наличии нескольких мнений. Обратитесь за помощью к коллегам: они владеют информацией в своей профобласти и могут помочь в том, чего вы не знаете.

SWOT-анализ — простой и универсальный метод работы с данными. Он помогает составить картину не только слабых и сильных сторон, но учитывает возможные угрозы и возможности, то есть, формирует довольно объективную картину происходящего с продуктом или компанией на рынке. При этом точных рекомендаций к действию или количественных показателей при использовании SWOT-анализа вы не получите, зато определите стратегию принятия решений.

SWOT-анализ подходит для исследования и разработки стратегии любого масштаба: государственных или коммерческих организаций, магазинов, товаров. Рекомендуют проводить его не реже одного раза в год для проверки текущей стратегии, составления финансового плана.




Екатеринбургский застройщик намерен судиться с властями из-за убытков

Компания получила разрешение на строительство жилья на Уктусе и приступила к реализации проекта. Спустя несколько лет выяснилось: в этом месте можно возвести только апарт-комплекс.

Екатеринбургский застройщик намерен судиться с властями из-за убытков

В центре Екатеринбурга появится арт-пространство с круглосуточным коворкингом

Еще там будет хостел и комнаты-студии. Это проект компании, управляющей горнолыжными комплексами «Уктус» и «Ежовая». Она намерена его запустить до конца сентября.

В центре Екатеринбурга появится арт-пространство с круглосуточным коворкингом

Желающих купить Рефтинскую птицефабрику не нашлось
Желающих купить Рефтинскую птицефабрику не нашлось

Областные власти хотят продать предприятие (находится на балансе региона). Аукцион назначен на 10 сентября. Но на него никто не заявился. Возможно, инвесторы сомневаются в перспективности актива.

Как горячие пирожки: в Екатеринбурге с приходом сентября растет спрос на конференц-залы

Лето кончилось, жара забыта — рабочая активность в городе в начале сентября бьет рекорды. Видно это не только по пробкам на дорогах: бизнес-среда активно ищет современные помещения для мероприятий.

Как горячие пирожки: в Екатеринбурге с приходом сентября растет спрос на конференц-залы

В Екатеринбург заходит компания, победившая Uber

Агрегатор такси из Китая уже работает в 38 городах России. Сейчас компания набирает водителей и формирует автопарк в столице Урала, обещая низкие комиссии.

В Екатеринбург заходит компания, победившая Uber

Убивший бизнесмена депутат не понесет наказания

Преследование Александра Коркина прекращено в связи с истечением срока давности. Он отрицал, что причастен к гибели предпринимателя Сергея Титова. Однако его вина была доказана.

Убивший бизнесмена депутат не понесет наказания

Natura Siberica открывает магазины после недельного простоя. Но конфликт продолжается

Президент компании возложил ответственность за проблемы бизнеса на Ирину Трубникову и поручил продавцам заклеить витрины листами с надписью, что совладелица сети лишила покупателей любимой косметики.

Natura Siberica открывает магазины после недельного простоя. Но конфликт продолжается

Два в одном: УБРиР запустил для бизнеса онлайн-кассу с эквайрингом Interview

УБРиР запустил комплексное предложение для микробизнеса — онлайн-кассу и торговый терминал в одном устройстве. Новый сервис будет интересен предпринимателям, которые недавно открыли бизнес.

Собянин объявил войну «отмороженным автомобилистам без глушителей и с громкой музыкой»

Законопроект о борьбе с чрезмерным шумом осенью примет Мосгордума. Затем инициативу внесут в Госдуму, чтобы распространить практику по всей стране. Ранее в России запретили звуковую уличную рекламу.

Собянин объявил войну «отмороженным автомобилистам без глушителей и с громкой музыкой»

Суд взыскал с экс-министра Михаила Абызова и «Альфа-банка» $126,5 млн

В 2020 г. с Абызова уже взыскали «рекордные» 32,5 млрд руб. по делу о легализации коррупционного дохода. Часть этой суммы взыскана еще раз. В «Альфа-банке» не понимают, в чем суть претензий к ним.

Суд взыскал с экс-министра Михаила Абызова и «Альфа-банка» $126,5 млн

Роберт Сапольски: «Мы биологические машины и творим зло прежде всего из-за стресса»

«Главная беда человечества — хронический стресс, он уничтожает все». Известный нейробиолог объяснил, почему стратегии борьбы со стрессом не работают, а мы порой впадаем в ярость из-за ерунды.

Роберт Сапольски: «Мы биологические машины и творим зло прежде всего из-за стресса»

Не выполнил план, причинил материальный ущерб? Как оштрафовать сотрудника легально

«Депремирование» в России вне закона. Но есть четыре способа использовать денежные дисциплинарные взыскания легально. Применяйте их только в оправданных случаях, иначе рискуете упасть в кадровую яму.

Не выполнил план, причинил материальный ущерб? Как оштрафовать сотрудника легально

Меньше 7000 вредно, больше 10 000 — страшно. Сколько же нам нужно ходить пешком

Споры о том, какова должна быть минимальная двигательная активность современного человека, не стихают уже несколько лет. Последние исследования вновь наводят на размышления о том, как же правильно.

Меньше 7000 вредно, больше 10 000 — страшно. Сколько же нам нужно ходить пешком
Директор, главный редактор: Сергей Дружинин druzhinin@dk.ru
Выпускающий редактор: Ольга Селезнева selezneva@dk.ru
+7 (343) 379-40-42 (общий), +7 (343) 212-74-04 (отдел продаж)
Написать нам Отписаться
 
  -  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Verification: 5bc8492d5155b8f7