Изменения в порядок ввоза товаров в ЕАЭС. Распоряжение Коллегии ЕЭК №143



Изменения в порядок ввоза товаров в ЕАЭС. 24 сентября 2021 года на правовом портале ЕАЭС было опубликовано Распоряжение Коллегии ЕЭК №143, утверждающее проект (!) решения Совета ЕЭК «О Порядке ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия [на этой территории]».

Данное решение, когда вступит в силу, заменит ныне действующее Решение Коллегии ЕЭК №294 📄 от 25 декабря 2012 года «О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза».

Интересны данные документы тем, что в них, среди прочего, перечислены ситуации, когда можно ввозить без разрешительных документов продукцию, на которую они должны оформляться (уточним, речь идёт о продукции, которая подпадает под требования техрегламентов, если она не подпадает под них — оформляется отказное письмо).

Но обо всём по порядку.

Общий порядок ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС (пп. 2-5)

Глобально процедура ввоза продукции в Евразийский союз не претерпела особых изменений, но была значительно детализирована с учётом сложившейся за несколько лет практики (Решение №294, напомним, вступило в силу в 2013 году).

Детали эти, с одной стороны, "чисто технические", с другой стороны — за этими деталями прослеживается смещение фокуса: теперь при ввозе продукции надо не представить документы, удостоверяющие соответствие, а соблюсти меры технического регулирования.

Подробно о том, для какой продукции необходимо соблюсти эти меры, и какими документами подтверждается их соблюдение, описано в пп. 2 и 4 соответственно:

2. Соблюдение мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезённой) продукции подтверждается в следующих случаях:

а) ввозимая (ввезённая) продукция включена в перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза, в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования, утверждаемые Коллегией Евразийской экономической комиссии;

б) ввозимая (ввезённая) продукция включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утверждённый Решением Комиссии Таможенного союза №526 от 28 января 2011 года, и в отношении этой продукции в соответствии с законодательством государств — членов Союза (далее — государства-члены) установлены обязательные требования в части проведения оценки соответствия.

[..]

4. Документами, подтверждающими соблюдение мер технического регулирования, являются:

а) для ввозимой (ввезённой) продукции, указанной в подпункте "а" пункта 2 настоящего Порядка, — документ об оценке соответствия, предусмотренный техническим регламентом (техническими регламентами) Союза (сертификат соответствия требованиям технических регламентов Союза, декларация о соответствии требованиям технических регламентов Союза, свидетельство о классификации маломерного судна, свидетельство о регистрации (государственной регистрации), одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси) или иной документ, предусмотренный техническим регламентом Союза);

б) для ввозимой (ввезённой) продукции, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Порядка, — документ об оценке соответствия, предусмотренный законодательством государства-члена, на территории которого продукция, подлежащая обязательной оценке соответствия, помещается под таможенные процедуры, либо сертификат соответствия или декларация о соответствии, оформленные по единой форме, на продукцию, подлежащую обязательной оценке соответствия, включённую в Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза №620 от 7 апреля 2011 года.

Ввоз товаров, подлежащих государственной регистрации или ветеринарно-санитарной экспертизе

Отдельно в п.3 нового порядка уточняются нормативные документы, в соответствии с которыми соблюдаются меры технического регулирования для продукции, подлежащей государственной регистрации:

3. Соблюдение мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, в отношении которой техническими регламентами Союза предусмотрено проведение оценки соответствия в форме государственной регистрации или ветеринарно-санитарной экспертизы, подтверждается в соответствии с решениями Комиссии Таможенного союза № 299 от 28 мая 2010 года и №317 от 18 июня 2010 года.

Таможенные процедуры, при которых надо подтверждать соответствие товара

В п.5 перечислены таможенные процедуры, при которых необходимо соблюдать меры технического регулирования:

5. Соблюдение мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезённой) продукции, за исключением продукции, указанной в пункте 3 настоящего Порядка, подтверждается при помещении этой продукции под следующие таможенные процедуры:

а) выпуск для внутреннего потребления,

за исключением случая помещения под эту таможенную процедуру продукции, в отношении которой соблюдение мер технического регулирования было подтверждено при помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, если на момент регистрации таможенным органом декларации на товары документ, подтверждающий соблюдение мер технического регулирования при ввозе такой продукции, является действующим,

либо случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 246 Таможенного кодекса;

б) свободная таможенная зона (только на территориях свободных (специальных, особых) экономических зон, указанных в пункте 1 статьи 455 Таможенного кодекса);

в) отказ в пользу государства;

г) специальная таможенная процедура (если соблюдение мер технического регулирования является условием помещения отдельной категории товаров под специальную таможенную процедуру).

Ввоз товаров без сертификата и декларации (п.6)

Вот мы и дошли до самого интересного.

В п.6 нового порядка подробно перечислена ввозимая продукция, для которой подтверждать соблюдение мер технического регулирования не требуется.

На первый взгляд, её перечень выглядит весьма внушительным, но стоит помнить, что по каждой позиции существует много уточнений и условий, которые должны быть соблюдены, чтобы можно было ввезти продукцию без разрешительных документов.

Для собственных нужд декларант может ввозить только единичный экземпляр, и только при условии, что этот экземпляр никаким образом никому не будет передан.

6. Подтверждение соблюдения мер технического регулирования в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка не требуется в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, если такая продукция является:

а) Образцами для испытаний

а) образцами (пробами) продукции, которые ввозятся (ввезены) для проведения исследований (испытаний) и измерений, при условии наличия у декларанта договора с органом по оценке соответствия (органом по сертификации продукции или испытательной лабораторией (центром)), предусмотренным соответствующим техническим регламентом Союза, или письма такого органа по оценке соответствия (органа по сертификации продукции или испытательной лаборатории (центра)), подтверждающих необходимое для этих целей количество ввезенных образцов (проб) продукции;

б) Образцами для межлабораторных испытаний

б) образцами (пробами) продукции, которые ввозятся (ввезены) для проведения межлабораторных сравнительных испытаний (межлабораторных сличений), поверки или калибровки средств измерений, сличения эталонов, при условии наличия у декларанта договора о проведении межлабораторных сравнительных испытаний (межлабораторных сличений), поверки или калибровки средств измерений, сличения эталонов, подтверждающего необходимое для этих целей количество ввезенных образцов (проб) продукции;

в) Образцами-эталонами для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

в) образцами (образцами-эталонами, экземплярами) продукции, которые ввозятся (ввезены) в количестве, весе или объеме, предусмотренном сделкой (при условии наличия у декларанта документа, подтверждающего совершение сделки, а в случае отсутствия сделки — при наличии у декларанта документа, подтверждающего право владения, пользования и (или) распоряжения такими образцами), и будут использованы в целях проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, за исключением исследований (испытаний) и измерений, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "г" настоящего пункта;

г) Образцами-сувенирами

г) образцами (экземплярами) продукции, которые ввозятся (ввезены) в количестве, весе или объеме, предусмотренном сделкой (при условии наличия у декларанта документа, подтверждающего совершение сделки, а в случае отсутствия сделки — при наличии у декларанта документа, подтверждающего право владения, пользования и (или) распоряжения такими образцами (экземплярами)), и будут использованы для представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов, за исключением целей, предусмотренных подпунктами "а" — "в" настоящего пункта;

д) Запасными частями

д) запасными частями, которые ввозятся (ввезены) уполномоченным иностранным изготовителем готовой продукции лицом для обслуживания и (или) ремонта ранее ввезенной либо ввозимой указанным лицом на таможенную территорию Союза готовой продукции, а также изготовителем государства-члена либо уполномоченным им лицом для обслуживания и (или) ремонта ранее произведенной и выпущенной в обращение готовой продукции, в отношении которой подтверждено соответствие обязательным требованиям, при условии представления в таможенный орган документов об оценке соответствия готовой продукции (в том числе с истекшим сроком действия), требующей обслуживания и (или) ремонта, и (или) сведений о таких документах.

Запасными частями следует считать отдельные детали, предназначенные для замены (ремонта) находящихся (находившихся) в эксплуатации (изношенных, неисправных, отказавших) таких же частей в целях поддержания или восстановления работоспособного состояния изделия без цели их распространения на таможенной территории Союза в ходе коммерческой деятельности;

е) Комплектующими

е) комплектующими, компонентами, сырьем и (или) материалами для производства (изготовления) продукции на таможенной территории Союза, которые ввозятся (ввезены) изготовителем такой продукции либо уполномоченным им лицом для производства (изготовления) продукции исключительно для целей декларанта (если иное не установлено техническим регламентом Союза) при условии наличия у декларанта документа, подтверждающего совершение сделки, а в случае отсутствия сделки — при наличии у декларанта документа, подтверждающего право владения, пользования и (или) распоряжения такими комплектующими, компонентами, сырьем и (или) материалами;

ж) Продукцией для дипмиссии

ж) товарами, которые ввозятся (ввезены) в адрес расположенных на таможенной территории Союза дипломатических представительств и консульских учреждений (в понимании подпункта 2 пункта 3 статьи 2 Таможенного кодекса), представительств государств при международных организациях, международных организаций или их представительств, пользующихся привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной и международными договорами между государствами-членами, иных организаций или их представительств (в понимании подпункта 3 пункта 3 статьи 2 Таможенного кодекса) при условии представления ими в таможенный орган мотивированного обращения о потреблении (использовании) этих товаров исключительно такими представительствами, учреждениями, организациями;

з) Гуманитарной помощью

з) гуманитарной и технической помощью, которая ввозится (ввезена) в установленном законодательством государства-члена порядке, если это предусмотрено законодательством этого государства-члена;

и) Продукцией для ликвидации последствий ЧС

и) товарами, необходимыми для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что подтверждается представлением в таможенный орган письменного подтверждения государственного органа государства-члена, уполномоченного в сфере чрезвычайных ситуаций, о том, что ввозимые товары предназначены для указанных целей;.

к) Бывшей в употреблении продукцией

к) продукцией, бывшей в употреблении (эксплуатации) (если иное не установлено техническим регламентом Союза);

л) Отдельным экземпляром

л) отдельным экземпляром штучной продукции (далее — единичный экземпляр) либо совокупностью элементов экземпляра штучной продукции, обладающих совместимостью и имеющих одно назначение, для изготовления из них единичного экземпляра (далее — комплект деталей), которые ввозятся (ввезены) в соответствии со сделкой (в случае ввоза комплекта деталей — в количестве, предусмотренном сделкой) (при условии наличия у декларанта документа, подтверждающего совершение сделки, а в случае отсутствия сделки — при наличии у декларанта документа, подтверждающего право владения, пользования и (или) распоряжения таким единичным экземпляром (комплектом деталей)) и будут использованы для нужд, исключающих их распространение на таможенной территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе (если иное не установлено техническим регламентом Союза). Использованием единичного экземпляра (комплекта деталей) для нужд, исключающих его распространение на таможенной территории Союза в ходе коммерческой деятельности, следует считать применение (использование) единичного экземпляра (комплекта деталей) декларантом исключительно для собственных нужд, без цели его реализации, распространения, передачи или отчуждения иными способами, а также распространения в ходе коммерческой деятельности на таможенной территории Союза на безвозмездной или возмездной основе.

Подтверждение целей ввоза (п.7)

Декларант подтверждает цели ввоза, представляя уведомление, оформленное по специальной форме (приведена в отдельном приложении к порядку ввоза):

7. Подтверждением использования ввозимой (ввезенной) продукции для нужд и целей, указанных в подпунктах "а" — "л" пункта 6 настоящего Порядка, является уведомление декларанта, которое представляется в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, или документа на бумажном носителе по форме согласно приложению, заверенного подписью и печатью декларанта.

Использование чужих разрешительных документов (п.10)

Данный пункт порядка указывает, что пользоваться разрешительными документами могут только заявители или уполномоченные ими лица:

10. Использование документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, для подтверждения соблюдения мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции допускается, если декларантом такой продукции является:

а) лицо, указанное в таких документах в качестве заявителя при оценке соответствия этой продукции обязательным требованиям;

б) лицо (лица), указанное (указанные) в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси);

в) лицо, уполномоченное заявителем при оценке соответствия или изготовителем на использование таких документов для подтверждения соблюдения мер технического регулирования, — для продукции серийного производства. Право использования таких документов подтверждается посредством предоставления указанному лицу их копий, заверенных печатью заявителя при оценке соответствия или изготовителя.

Напоминаем, что это лишь проект изменений

Не стоит исключать, что к моменту официальной публикации текст решения ещё может измениться. Поэтому будем внимательно следить за ситуацией и держать в курсе наших подписчиков.

Полный текст Распоряжения №143 [PDF]

  -  


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Verification: 5bc8492d5155b8f7