Как построить завод с нуля Реальный опыт.

  -  





Как построить завод с нуля Реальный опыт. Как в России построить завод? Деньги решают далеко не все: без железных нервов и богатого опыта за это дело лучше не браться.Шаг 1. Осваиваемся в бизнесе
Расхожее заблуждение: если у вас есть энная сумма денег, можно сразу приступать к ее "освоению", в том числе через построение собственного производства. Это не так. Любой бизнес требует досконального изучения. Стандартная схема: выбор бизнеса - посредничество - партнерство с действующим предприятием - создание собственного.

Выбор бизнеса - упаковка продуктов питания - в 1998 году диктовался потребностями рынка (кто торгует без упаковки?) и резким удорожанием импортной тары. На этапе чистого посредничества (искали заказы для чужого завода) мы имели 25-30 тысяч долларов выручки. Когда купили свою печатную машину (цена - 80 тысяч фунтов, оплата частями) и недвижимость в нашем регионе (она тогда стоила недорого), оборот составил 150-180 тысяч долларов, маржа - 50 тысяч в месяц, что позволило рассчитаться и за машину, и за недвижимость, а в конце концов и перенести производство в Москву, ближе к клиенту, но на арендованные площади.

Теперь нужно из Москвы уезжать, чтобы построить свой завод от и до, какой нам нужен.

Почему нужно принципиально новое производство? Чтобы работать с компаниями уровня Danone и Ehrmann, которые до сих пор ввозят упаковку из-за рубежа, потому что не могут найти в России качественного поставщика.

Почему не в Москве? Арендные платежи неподъемны, покупка недвижимости нереальна. Нехватка электромощностей: даже в Подмосковье киловатт стоит 40 тысяч рублей, нам надо 400 киловатт - 16 миллионов только за подключение. Наконец, бесконечные проверки.

Шаг 2. Кредит

Даже если у вас есть деньги, вам не обойтись без кредитования. Если у вас есть деньги, то есть они не в обороте, вы - не бизнесмен.

Мы - клиенты Сбербанка с момента основания. Крупный, надежный банк - мы это почувствовали в 1998-м. Но при валюте баланса 60 миллионов рублей банк дал нам кредитную линию в 7 миллионов. Для покрытия кассовых разрывов - в самый раз, для стройки - маловато.

Разговор в инвестиционном отделе банка: вы найдите площадку под строительство, определите сметы, разработайте бизнес-план, получите разрешение на строительство, лимиты на газ и электроэнергию. Из необходимых инвестиций 30 процентов - это ваши средства, а 70 процентов - средства банка. Залогом будет выступать сама площадка плюс все акции предприятия, с которых по мере расчетов по инвестиционному кредиту снимаются обременения. Кредит дается по целевому назначению на пять лет.

Хорошая схема. Но если компания не имеет долгих отношений с тем или иным банком, получение кредита станет менее реально.

Шаг 3. Выбор площадки

Сначала рассматривали Серпухов, но недвижимость показалась дорогой - все-таки Московская область. Потом Переславль-Залесский, но по забитой Ярославке сырье и продукцию возить нереально. Поехали во Владимир, но шоссе Энтузиастов немногим лучше, да и риелтор показался мутным. Постепенно взоры обратились на юг. Варшавка, Каширка - нормальные, имеют дублеров, Симферопольское шоссе просто шикарное. Так оказались в Туле. Совершенно случайно, пообщавшись с одним из местных девелоперов, узнали, что Тульский молкомбинат продает одну из своих площадок в трех километрах от Симферопольского шоссе, на окраине большого поселка. Но денег, как всегда, нет, договорились о рассрочке.

Шаг 4. Оформление землеотвода

Изначально мы купили молзавод, а не землю, это 5 свидетельств о собственности на строения, но земля у него была в бессрочном пользовании решением местного совета 1950-х годов. Идем в администрацию района, заказываем земельное дело, организация проводит межевание, администрация утверждает проект границ земельного участка. На основании дела, которое утверждает территориальный отдел, получаем постановление и тут же делаем запрос на приобретение земельного участка в местную администрацию и приобретаем его в собственность. Сложного ничего нет, правда, это тянулось месяца три.

Шаг 5. Коммуникации

Проблем с газом и электричеством в Тульской области нет, хотя если мощность больше 400 киловатт, то придется брать лимит через Москву, и тогда - привет. Если меньше, то понятия "сколько стоит подключение" нет вообще. Если есть свободные мощности, вам их с радостью продадут, платишь только 3 тысячи рублей за оформление бумаг. С газом было чуть сложнее: лимит получали в Мострансгазе в Москве. К счастью, оказалось, что в 1974 году было постановление Госплана о переводе на газ молзавода. Запрашиваем в архиве это дело, получаем лимит. Без этой бумаги все было бы сложнее.

Шаг 6. Разработка проекта

Делаем геодезию (чтобы спроектировать фундамент, надо знать, что внизу). Организаций, которые за это берутся, полно в любом регионе. Затем ищем, кто сделает проект именно предприятия, а не просто здания. Дело в том, что если есть проект предприятия, то проще после запуска завода решать проблемы с СЭС, пожарными и так далее.
Из Москвы нужно уезжать, чтобы построить свой завод "от и до", какой нам нужен

К сожалению, в России проектов под упаковочное и печатное производство не делают вообще, нет специалистов (по крайней мере мы не нашли). Все строят без проектов производств и потом имеют головную боль с требованиями СЭС, МЧС и других надзорных органов. Если стоит задача не просто "удовлетворить контролеров" - российских, а пройти аудит международных компаний, и, может быть, в перспективе выйти на экспорт, все нюансы нужно предусмотреть еще на этапе проектировки.

Решение: ищем проектировщиков высокого уровня. Даже они не смогут сделать весь проект, но хотя бы они знают, кого привлечь на субподряд. В Москве цены заоблачные. Зато в Туле приятно удивляют и профессионализм, и цены. И хотя без привлечения специалистов-москвичей по субподряду не обошлось, получаем, что хотели.

Шаг 7. Разрешение на строительство

Если есть проект - все просто. Он предоставляется в Архитектурное управление по области, они ставят визу на нем и на ген-плане, и на основании этого глава администрации дает разрешение на строительство. Ростехнадзор контролирует узлы, связанные с повышенной опасностью, весь проект он не смотрит.

На самом деле очень многое нам подсказали в районной администрации. К власти приходят главы районов нового поколения - их интересуют наполнение бюджета и рабочие места. Спасибо реформе местного самоуправления.

Шаг последний. Выбор строителей

В банке нам намекали, что если мы возьмем кредит, нам, возможно, придется иметь дело с организацией, которую "порекомендует" банк.

В районе и в области подходящих бригад не нашлось. Нашли в отдаленной от Тулы области. Главное: договариваемся, что подрядчик ведет строительство в основном за свой счет, а мы, как только получим инвестиционный кредит, сразу же закроем процентовки и произведем оплату. Стройматериалы мы подбирали вместе с подрядчиком на местном рынке.

Выполнив условия инвестиционного отдела банка и потратив 30 процентов от общей сметы, собираем документы и идем в свой банк. Узнаем, что там многое изменилось:

- смена высшего руководства банка - менеджеры боятся сделать что-то такое, за что можно получить взыскание;

- кризис ликвидности - выросли проценты по инвестиционным кредитам, а срок кредитования уменьшился с 5 до 3 лет.

Итог: банк попросил залог на всю сумму инвестиционного проекта плюс проценты по нему за квартал. Выход один: завершить стройку и получить свидетельство на право собственности и оформить его как залог. Но для получения свидетельства о наличии объекта незавершенного строительства мы должны закрыть сметы подрядчику. Как только мы закрываем сметы, строители сразу вынуждены заплатить НДС.

Тем не менее завод стоит уже в корпусах, проводим коммуникации. Он обеспечит работой 50 человек, с семьями - 150 человек, причем с приличной зарплатой, что для небольшого райцентра имеет значение.

Эпилог

Создать производство с нуля - это возможно даже в России. Но наша страна остается территорией с массой искусственных и естественных препятствий для бизнеса. Перечислим их:

- неразвитая инфраструктура - забитые дороги, перегруженные сети, лимиты на газ;

- резкий рост цены недвижимости, подстегнутый непроизводственными секторами. Вклад недвижимости в цену товара всерьез не анализируется, но он огромен;

- налоговая система. НДС - налог "на работающих", его администрирование не выдерживает критики, логика его существования в современной, развивающейся России непонятна;

- дефицит кадров во всем, будь то проектировщики или строители. Дефицит подстегивает цену, но никак не стимулирует качество;

- непрозрачные и чересчур осторожные правила предоставления кредита. Парадокс - насколько легко получить "дурной" кредит на дорогую бытовую технику или автомобиль, который ложится бременем на банк, настолько трудно - под реальный инвестпроект;

- противоречивость целых пластов законодательства, которая заставляет чиновников, даже не коррумпированных, "вязнуть" по любому поводу.

Подготовил Евгений Арсюхин


Сделать восемь шагов, преодолеть пять препятствий - и вы у цели
Текст: Иван Лазуренко, Валентин Масленников (предприниматели)
Российская Бизнес-газета - № 0(648)










«Нужен не инвестор, а репутация». Как небольшому предприятию стать поставщиком «Газпрома»

«Я бы хотел построить завод вблизи ЕКАД. Чтобы любой, кто видит название, мог загуглить и узнать, что мы, простые парни с Урала, все сделали с нуля и работаем по всему миру. Значит, каждый так может». 






«Экономические элиты формируются из успешных бизнесменов, а не миллиардеров от госбюджета»

Российская экономика никак не может оттолкнуться и взлететь. Экономист Константин Юрченко объясняет, что не так в действиях властей и есть ли реальный путь оздоровления страны.





Как не поднять статью с пола за налоговое преступление или мошенничество — Павел Репринцев

Уголовные дела бывают «обычными», бывают заказными. С последними работать сложнее и перспективы исхода по определению не радужные. Но и в подобных ситуациях можно «отбиться», убежден адвокат. 






«С чего вдруг оценка законодательных инициатив и верховного закона стала под запретом?»

«Я не призываю никого становиться якобитами, заранее понимая, что ты в меньшинстве. Но вот повлиять на многие решения мы точно еще в состоянии» — Дарья Годунова о роли юриста в новейшей истории. 






Высокая инфляция в США, захват Афганистана, подешевевшая нефть: полезный инвестдайджест

«Опасения по поводу восстановления глобальной экономики, локдауны в Китае и напряженность на Ближнем Востоке вынудили инвесторов вновь обратиться к активам со статусом «тихой гавани». 






Молодые строители получат возможность выйти к заказчикам

СРО «Уральское объединение строителей» и «Деловой квартал» объявляют о старте сбора заявок на премию «Человек года» в номинации «Строитель года. Подрядные организации».





Евгений Мордовин: «Локация объекта влияет даже на нейминг»

«Мельницу, на месте которой появился ЖК «Макаровский», построил купец Илья Симанов в начале XX века, затем ее приобрели братья Макаровы. История заложена в название комплекса». 






«Все, как в городе — свет, вода, газ. Таунхаусы здесь на своем месте»

Еще недавно таунхаусы в Екатеринбурге не воспринимались покупателями серьезно. Прежде всего из-за непонятного формата. Сегодня таунхаус — это доступная альтернатива городской квартире. 






Новые каналы продаж. Как маркетплейсы спасают бизнес от гибели

Семен Анфиногенов основал компанию Presentree в 2016 году. Его команда делает ручки из ценных пород древесины. С тех пор Семен сменил несколько каналов продаж, чтобы сделать компанию эффективнее. 






«Лукашенко человек злопамятный». Как живет Белоруссия спустя год после «мирных протестов»

«Ресурсов для социального подкупа у Лукашенко всё меньше, его единственной опорой остается террор». Почему в Минске не случился Майдан и как долго Россия будет поддерживать соседей — Павел Кудюкин.





Из Сибири — в Европу и США: как братья-предприниматели штурмуют весь мир

Крупнейшим конкурентом европейских Lidl и Penny Market стала сеть Mere. Её владельцы — основатели одного из самых быстрорастущих «жестких дискаунтеров» РФ — «Светофор». Теперь они прицениваются к США.






Кто из работодателей Екатеринбурга готов платить сотрудникам 200 тыс. руб. в месяц

«Для каждого сотрудника у нас есть индивидуальный план развития. При его составлении учитываются сильные и слабые стороны человека. Мы можем, к примеру, научить сотрудника принимать решения».






«Нам стыдно называть себя брокерами!» Как получить кредит с помощником банков

«В Екатеринбурге и в России знаю лично лишь единицы собственников компаний, которые ведут брокерскую деятельность, не только зарабатывая деньги на проблемах клиента, но и оказывая реальную помощь».






«Как сумасшедший искал инвесторов, чтобы запуститься». Интернету на Урале — 30 лет

19 августа — одна из значимых дат в развитии современного Екатеринбурга. В этот день в 1991 г. Анатолий Лебедев с командой «Урал-Релком» запустили первый интернет-узел. DK.RU вспомнил, как это было.





Банк «Кольцо Урала» в течение года окончательно прекратит существовать

В проданном активе УГМК началась реорганизация, итогом которой станет полное поглощение одного из старейших банков Урала Московским кредитным банком.






Предприятия РМК создали экологический фонд. Инвестиции — миллиардные

Фонд создан для осуществления экологических проектов компании на тех территориях, в которых присутствуют предприятия РМК. С 2012 г. компания вложила 14 млрд руб. в экологические проекты.






В Екатеринбурге появится первый онлайн-дискаунтер продуктов

Товары будут доставляться через мобильное приложение со склада, а выдаваться прямо из фургонов. Такой способ доставки поможет снизить цены на товары на 30% по сравнению с доставками «до двери».






Жара идет. К 2040-му году +40°С станет нормой для летнего Екатеринбурга

Планета нагревается. На Урале в ближайшие пару десятилетий точно станет заметно теплее. Чем нам грозит жара продолжительностью несколько недель? Как минимум пожарами.





Градсовет принял концепцию «Второго Академического» и завернул проект башни-стакана

В Екатеринбурге прошло очередное заседание градостроительного совета города. Экспертам представили два проекта — застройку 415 га на Юго-Западе города и новый проект долгостроя за «Пассажем».






Куйвашев: «Строить вторую ветку метро в Екатеринбурге экономически невыгодно»

Губернатор пояснил, почему пока о второй ветке метро в Екатеринбурге речи не идет. Однако он возлагает надежды на городскую электричку, которой готовы заняться РЖД.






«Остудить пыл инфоцыгана»: уральский айтишник вызвал на дуэль основателя бизнес-школы

Скандал вокруг «Like Центра» набирает обороты. Пока его создатель Аяз Шабутдинов публикует списки «тех, кто не отвечает за свои слова», ему предлагают пари с реальным бизнесом сроком на два года.






Люди отдают все, в полиции крутят у виска. Российскому ученому угрожают «спасители из ЦБ»

«Ваш счет скомпрометирован, срочно снимайте деньги и переводите нам...» Сценарий, на который попадаются и молодые, и пенсионеры, кажется, не интересует силовиков. Ведь официально все «по доброй воле».





Wildberries готовится ответить за 2% наценки перед платежными системами Visa и Mastercard

Wildberries обвиняют в недобросовестной конкуренции. У Visa есть шанс показать, что это не скидка, а на самом деле скрытая наценка. Поскольку история уже раскрутилась, ее просто так не замять.






Массовые увольнения в Natura Siberica: сотрудники бегут от нового директора

Ситуация в Natura Siberica демонстрирует главную проблему «бизнеса основателя» — высокий шанс разрушения дела жизни, если основатель не смог отказаться от контроля в нем до своей смерти.






«Революции не хотим, хотим эволюции». Что обсуждали на встрече Путин и Меркель

Канцлер ФРГ Меркель в последний раз посетила РФ в этом статусе. Политики обсудили переворот в Афганистане и заключение Навального. Путин попросил вступиться за «Северный поток» на встрече с Зеленским.





Директор, главный редактор: Сергей Дружинин druzhinin@dk.ru
Выпускающий редактор: Ольга Селезнева selezneva@dk.ru
+7 (343) 379-40-42 (общий), +7 (343) 212-74-04 (отдел продаж)




Написать нам Отписаться


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Verification: 5bc8492d5155b8f7